Русский язык

Олимпиады

Укажите ударение в словах и словосочетаниях (косая черта после ударной гласной). Если есть различия в значении или стилистической окраске вариантов, назовите их.

--------------------------------------------------------------------------------


автаркия
апоплексия
асимметрия
афиняне
винокурение
джерси
дискант
диспансер
завсегдатай
знамение
иероглиф
икра
икры
иначе
индеветь
искристый
маркер
маркетинг
маркировать
медресе
некролог
плесневеть
полиграфия
ржаветь
слоган
факсимиле
филистер
филокартия


--------------------------------------------------------------------------------

Каждый правильный ответ - 0,5 балла. При указании различий, которыми характеризуются варианты, - 1 балл за правильный ответ.

Задание № 2
Укажите ударения (косая черта после ударной гласной) и расставьте точки над ё в именах литературных персонажей. Назовите произведения.

--------------------------------------------------------------------------------


Агамемнон
Анджело
Аника-воин
Кабаниха
Макбет
Подколесин
Роланд
Фигаро


--------------------------------------------------------------------------------

По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5 балла за каждое названное произведение.

Задание № 3
Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной), поставьте точки над ё.

--------------------------------------------------------------------------------


Акунин
Ахматова
Белый
Бугаев
Гликберг
Горький
Казак Луганский
К. Р.
Лотарев
Надоумка
Надеждин
Пешков
Северянин
Черный
Чехонте
Чхартишвили


--------------------------------------------------------------------------------

По 0,5 балла за каждый правильный ответ, 5 баллов за правильно названное число лиц.

Задание № 4
Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов:

--------------------------------------------------------------------------------


академичный - академический
антимония - антиномия
аутентичный - аутентический
временной - временный
безыскусный - безыскусственный
вдохновение - вдохновенность
досадный - досадливый
комфортный - комфортабельный
масленый - масляный
экономный - экономичный - экономический


--------------------------------------------------------------------------------

По 1 баллу за каждую правильно описанную пару слов.

Задание № 5
К выделенным прилагательным подберите как можно больше антонимов. Приведите примеры пословиц и поговорок с этими словами на основе антонимии.

--------------------------------------------------------------------------------


Легкий
Тихий
Плохой
Прямой
Глубокий


--------------------------------------------------------------------------------

По 0,5 балла за каждый антоним, по 1 баллу за каждую пословицу.

Задание № 6
Найдите стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте. Определите стилистическую принадлежность текста и его жанр.

--------------------------------------------------------------------------------


Прекрасным утром третьего дня я, Студентов Петр Трофимович, опоздал на лекцию профес. Мармышкина. В начале лекции был произведен опрос на предмет выяснения отстутствующих. Я был отмечен в качестве отсутствующего, и, следовательно, лишен стипендии в размере 500 рубл.
Причиной моего опоздания стали автоматизированные двери поезда в метро, в связи с которыми полы моей верхней одежды (пальто демисизонное, фабрика «Красная Швея») были прещемлены. В результате того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания пальто стороны я вынужден был проехать мимо нужной мне станции метро.
Виновником произшедшего прошу считать работников метрополитена, не починивших кнопку, по которой я пытался попросить машиниста открыть мне двери, а также неизвестного мне гражданина в кожаной куртке, насильно впихнувшего меня в вагон, а пальто мое и не подумавши впихнуть.
Чаю, что мне возвратят положенную стипендию. Спасибо большое за понимание.

Студентов П.Т.


--------------------------------------------------------------------------------

По 0,5 балла за каждую найденную ошибку. 2 балла - за определение стиля и жанра.

Задание № 7
Расставьте знаки препинания.

--------------------------------------------------------------------------------


1. Каждое воскресенье после обедни по Соборной улице ведущей к выезду из города направляется маленькая женщина в трауре в черных лайковых перчатках с зонтиком из черного дерева. 2. Он совершенно сыт но отец уже надевает полушубок пора идти на базар в трактир завтракать. 3. Мы рядом близко друг к другу стояли у окна в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью и казалось только смотрели и слушали с пристальным волнением. 4. Комната и сад уже потонули в темноте от туч в саду за открытыми окнами все шумело трепетало и меня все чаще и ярче озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем. 5. И когда наконец рассвело послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно совсем не так как всю ночь мерещилось что кто-то подъехал что раздаются чьи-то глухие голоса а затем торопливый зловещий стук в окно. 6. И с этой полевой нескладностью с лаптями и полушубком никогда не сходившим с плеч странно сочеталось благообразие небольшая лысеющая со лба в длинных легких волосах голова изможденное лицо с тонким сухим носом жидко-голубые глаза и узкая седеющая борода не скрывающая сухой челюсти. 7. Растворяя двери из комнаты в комнату он залезал на табурет и задирал сверху вниз засиженные мухами отставшие от стен обои с треском и шумом падали на пол огромные куски их с исподу покрытые известкой и сухим клейстером. 8. По ночам особенно в грозу когда бушевал под дождем сад поминутно озарялись в зале лики образов раскрывалось распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо а потом в темноте с треском раскалывались громовые удары по ночам в доме было страшно. 9. В Петровки доев последнюю корку занятого с великим трудом хлеба решилась она наконец побывать в Ланском повидаться с сыном проведать его а главное хоть малость подкрепиться. 10. Казалось что нет да никогда и не было времени ни деления его на века на годы в этой забытой или благословенной Богом стране.

(по И. А. Бунину)


--------------------------------------------------------------------------------

По 1 баллу за каждое правильное предложение.

Задание № 8
Подберите эпитеты к следующим словам. Обоснуйте употребление выбранных эпитетов. Обоснованием может служить ссылка на употребление данных эпитетов в произведениях художественной литературы.

--------------------------------------------------------------------------------


поле
сад
ветер
ночь
туча


--------------------------------------------------------------------------------

По 0,5 балла за каждый эпитет.

Задание № 9
По отношению к каким лицам можно применить следующие обращения:

--------------------------------------------------------------------------------


Барин
Барышня
Братия и сестры (братья и сёстры)
Брат
Ваше Высочество
Ваша Светлость
Ваше Благородие
Ваше Сиятельство
Ваше Превосходительство
Ваше Высокопревосходительство
Ваше Святейшество
Ваше Высокопреосвященство
Ваше Преосвященство
Ваше Высокопреподобие
Ваше Преподобие
Государь мой
Гражданин
Кум
Мадам
Маэстро
Милостивый государь
Начальник
Товарищ
Шеф


--------------------------------------------------------------------------------

По 1 баллу за правильное описание каждого обращения.

Задание № 10
Напишите миниатюру на заданную тему в художественном стиле.

--------------------------------------------------------------------------------


Тема – «Встреча».


--------------------------------------------------------------------------------

До 20 баллов за миниатюру.
1. Даны слова на языке сумо* и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

suulu, suukilu, suumanalu, mismatu, miskatu, onkinayan, onkayan, onyan;

лук, твоя кошка, моя собака, наш лук, его кошка, собака, его лук, ваша собака.

А. Установите правильные переводы.
Б. Переведите на язык сумо: кошка, моя кошка, твой лук, их лук.
В. Переведите на русский язык: suumalu, miskanatu.
Поясните ваше решение.

*Язык сумо (ульва) относится к мисумальпской семье языков. На нём говорят в Никарагуа.

2. Даны две группы слов:

1) ученик, злой, ползти;

2) ребёнок, плохой, идти.

Известно, что слова второй группы (в отличие от слов первой группы) обладают некоторой особенностью в образовании форм, общей для всех слов группы.

А. Объясните, в чём состоит эта особенность.
Б. Распределите по данным двум группам следующие слова:
человек, малыш, мальчик, страшный, хороший, маленький, большой. В. Приведите примеры слов второй группы из известных вам языков.

3. Филолог В. Николаенко написал шуточные стихи по мотивам известных литературных произведений и назвал их "хокку".

Только глупый человек
Может спутать столичного франта
С императорским чиновником.
Неверная жена
Бросилась под грохочущую колесницу.
Боги мстят.

Женщина в вышитом кимоно
Отвергает бравого самурая,
Которого любила когда-то.
Не радуйся, отважный послушник,
в одиночку задушивший тигра!
Смерть подстерегает на всех путях.

Трудно невысокому рюкюсцу
Втащить даже маленькое колечко
По склонам Фудзи!
Убивший старую женщину
Должен много раз переродиться,
Прежде чем взойдёт на гору Фудзи.

Боги покарают
Того, кто не сеет рис,
А режет лягушек.
Зря гордится спесивый самурай,
Сидящий на городской стене!
Неизбежны - сперва сон, потом падение.


Cюжеты каких произведений вы узнали? (Укажите названия и авторов.) Что такое "хокку"? Почему приведённые хокку неправильные? Сочините своё хокку на какой-нибудь известный литературный сюжет.

4. Один студент читал древнерусскую рукопись и заметил, что в этой рукописи вместо буквы о в некоторых случаях почему-то стоит буква w (“омега”). Студент выписал из рукописи ряд слов. Вот эти выписки:

великому, взято, вwинствw, горожане, добрw, злw, людскwе, масло, мнwгими, монастырское, начинаемwму, писанw, погребенw, подwбалw, полезно, правилw, пьянство, самолюбивое, свидетельствуемwе, сугубо, умнwженнwе.

Подумав немного над этими выписками, студент воскликнул: “А! Кажется, я догадался, в чем дело с этими о и w: здесь действует правило х! Но если это действительно так, то одно слово, а именно y, в отношении z в ту старинную эпоху было не таким, как в нынешнем языке.”

Задание. Определите, что зашифровано буквами x, y и z в речи студента.

5. Даны венгерские существительные и все их переводы на русский язык (в перепутанном порядке):

nyi'rfa, ko"rte, alma'k, ko"rtefa, nyi'rfa'k, alma, almafa

береза, груша, яблоня, яблоко, березы, яблоки.

Установите правильные переводы. Объясните свое решение.

o" - особый гласный звук венгерского языка (пишется как o с двумя точками схерху, аналогично ё);
знак ' над гласной обозначает ее долготу.

6. Даны фразы на итальянском языке и их переводы на русский язык.
Часть слов пропущена.

Giuseppe sparira tra due giorni. - Джузеппе исчезнет ….
Luigi e partito tre giorni dopo. - … уехал …дня.
Luigi uscira tra tre ore. - … выйдет через … .
Giuseppe e sparito quattro ore dopo. - …через четыре … .
Luigu e uscito due ore dopo. - …вышел два … .
Giuseppe … quattro giorni. - …уедет через … .
Giuseppe e uscito … . - …три часа.
… tre giorni. - Луиджи выйдет … .
Luigi … due … . - …исчезнет … часа.
Заполните пропуски. Объясните свое решение.




7. Перед вами два стихотворения, написанных в середине XIX века. Одно из них создано знаменитым русским поэтом, другое - пародия на это стихотворение.

1.
Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льёт.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждёт.

И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть...
Я не знаю: что такое?
Что ли книжку мне прочесть!

2.
Непогода - осень - куришь.
Куришь - всё как будто мало.
Хоть читал бы, - только чтенье
Подвигается так вяло.

Серый день ползёт лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Всё такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю...

Что такое пародия вообще и зачем она создаётся? Какое из приведённых стихотворений оригинал, какое - пародия? Почему вы так думаете? Если можете, назовите авторов обоих стихотворений. Какие вы знаете пародии на известных авторов? Процитируйте фрагменты из них.

8. Прочитайте отрывок из рассказа современной писательницы Т. Толстой “Сюжет”.

…Пушкину грезятся огни, стрельба, крики… кто-то положил остужающую руку на горяченный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке… это он сам, убит, - к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льёт печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулёзно кашляя, - тварь дрожащая или право имеет? – переламывает над головой зелёную палочку – гражданская казнь; ещё ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть… Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком , под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело…

В этом отрывке передан бред поэта, тяжело раненного на дуэли (в рассказе Пушкин выживает после дуэли и доживет до преклонных лет). Однако текст только на первый взгляд кажется бессвязным. Попробуйте определить логику его построения. Какие цитаты из произведений русской литературы (укажите, если можете, названия и авторов) и отсылки к известным событиям из жизни русских писателей здесь встречаются?



Полезные ссылка http://www.gramota.ru

 

Hosted by uCoz